16 февраля 2013 г.

Простота

Простота вообще, и простота изложения в частности, очень важна.
Эрик Рис в своей книге "Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели" пишет:
"Часто бывает так, что сотрудники и менеджеры не верно понимают отчеты, на основании которых они должны принимать решения. К сожалению, менеджеры редко говорят об этом тем, кто собирает данные, и не просят их писать свои отчеты понятным языком."
Да, это так. И, если менеджеры не обращают на это внимание, все становится сложнее с каждым днем и превращается в общую проблему, когда уже тяжело разобраться даже тем, кто эти отчеты писал.
Я замечаю, что в разработке software наиболее просто могут общаться с бизнес-клиентами менеджеры, не имеющие опыта разработки. Им, чтобы объяснить что-то клиенту, нужно самим сначала понять, но если они поняли, то могут рассказать это простым, понятным любому языком. И это абсолютно не есть камень в огород менеджеров-разработчиков, у каждого человека есть свои плюсы и минусы. Просто такова суть человека. Если мы достаточно глубоко понимаем предметную область, то нам тяжело вернуться на несколько уровней ниже, чтобы вспомнить, что постулаты, на которых мы строим свои рассуждения, могут быть не понятны другим, не очень погруженным в контекст людям.
Наверное поэтому когда-то в software engineering появилась такая роль, как системный аналитик. Это было нужно для связи разработчиков, технических гуру, говорящих на языке C++ или Java, c бизнес-профессионалами, выражающими мысли на основе понятий выручки, специальных терминов и бизнес-процессов.

Сейчас происходит некоторая эволюция подходов к ведению бизнеса и к разработке ПО в частности. Появляются кросс-функциональные команды, эффективность которых значительно выше по сравнению с тем, если бы эти же люди были бы распределены по различным функциональным отделам, группам или департаментам. Agile не устает твердить о важности понимания бизнес-ценности разрабатываемых программных продуктов. Все больше становится востребованным умение работать в команде, нежели даже очень сильные технические навыки и знания. Эти тенденции позволяют сделать немного проще постоянно усложняющийся мир.

И все было бы прекрасно, если бы проходило гладко. Но не тут-то было. Многие сотрудники осознанно сторонятся простоты, не желают выражать мысли просто, делать свою работу и ее результаты прозрачными и понятными каждому. Я вижу 2 основные причины, почему люди не хотят быть проще и понятнее (если вы знаете другие, буду очень рад, если вы поделитесь своими мыслями):
1. Эксперты. Они боятся потерять свой статус. Их ценили за то, что они понимают и умеют больше, чем остальные. Поэтому естественной реакцией человека будет стараться делать максимум, чтобы их продолжали ценить. Для этого можно самому постоянно развиваться быстрее, чем другие, но гораздо проще не давать развиваться остальным.
2. Бездельники. Они боятся то, что всем станет понятно, что они халтурят. Простота дает прозрачность и понятность, а этого им и не нужно.

Что же можно с этим делать?
В первую очередь, по возможности, подбирать команду людей, уже понимающих ценности командной работы, прозрачности и простоты. Даже менее сильные в профессиональном смысле "командные игроки" вместе более эффективны самых сильных экспертов, работающих в одиночку. Во вторых, выстраивать прозрачную атмосферу работы, где люди могут быстро, легко и эффективно делиться знаниями друг с другом, развивать и поощрять культуру, когда все понимают, что ценится не труд каждого в отдельности, а глобальный, достигнутый сообща результат. Ведь не важно, что отдельная деталь большого механизма изготовлена лично тобой без сучка и без задоринки, если целый механизм не работает. Такая культура провоцирует людей делиться знаниями, учить друг друга, а не концентрировать экспертизу в себе, ведь тогда можно быстрее достигнуть общего результата, а это и ценится. Это поможет успокоить людей первого типа.
Насчет людей второго типа, есть только один совет, нужно от них избавляться. Причем как можно скорее, как бы это не звучало бесчеловечно с первого взгляда, и как бы жалко не было терять когда-то очень сильного сотрудника. Современный мир настолько разнообразен, что каждый может найти себе занятие по душе, не стоит пытаться занять чужое место. Это как складывать детали в игре Тетрис, если фигуры не подходят по форме и вы ничего не предпринимаете, вы в конце концов проиграете.

Комментариев нет:

Отправить комментарий