12 октября 2013 г.

Не хватает смысла

Очень часто, в действиях людей вокруг не хватает смысла.



Многие копируют поведение других, не понимая, зачем так делал оригинал. Я вижу, как люди, даже занимающие руководящие должности, в случае, если делают что-либо впервые - даже не стараются подключить свой мозг. Зачастую, задача, поставленная свыше, не содержит лежащую за ней цель (это уже другой наш недостаток), а лишь четкое описание требуемых действий. Исполнители, же подходят слишком узко к вопросу. 
Примеры повсюду - написанный документ, цель которого даже не известна, подготовленный слайд презентации, информацию на котором (какую мысль мы хотим донести этим слайдом) не понимают. Я уже не говорю о продуманной логической структуре, когда слайды презентации не только отказываются составлять какую-либо целостную логическую цепочку, но и часто просто абсолютно не связаны между собой. На вопросы о целях, смысле, который заложен в слайд, выдаются любые отговорки - "мы же не успеваем" или "это все равно никто не заметит". Люди заранее относятся к тому, что делают, спустя рукава, не говоря уже о том, чтобы попытаться вложить частичку себя в свою работу. Это своего рода культ карго.

Поэтому я очень радуюсь, когда вижу, как люди вкладываются там, где на это, казалось бы, мало кто обратит свое внимание, где твоя работа и вправду зачастую рутинна и не интересна. Салфетки, аккуратно разложенные определенным узором на корпоративной кухне уборщицами, полотенца, свернутые в виде лебедя горничной в гостинице, газон, дворником подстриженный орнаментом, сердечко, аккуратно нарисованное баристой в чашке с эспрессо, клеверный листочек, на пенной шапке пинты гиннесса, листья салата, виртуозно выложенные на тарелке поваром - вот эти мелочи отличают профессионала своего дела.

За всем бездумным, рутинным, а зачастую и непрофессиональным выполнением своих должностных обязанностей лежит недостаток наших школ и семейного воспитания. Нас не учат думать, анализировать, планировать. Большинство школьных задач учат выполнять по алгоритму, по "примерам". Я уже молчу про ЕГЭ. Воспитание зачастую также оставляет желать лучшего. Хорошо, если родители вообще находят время поговорить с ребенком, не говоря уже о том, чтобы объяснить ситуацию и позволить сделать осознанный выбор. Кругом слышны фразы, адресованные детям: "Не трогай, я тебе сказала", "не ходи туда, испачкаешься". Людям с детства сразу говорят результат, а не учат думать. Где-то я прочитал емкое предложение, которое мне запомнилось: "дети настолько же умные, как взрослые, у них просто меньше информации и фактов, на основе которых они могут принимать решения". 
Как мне кажется, этот же постулат должен описывать отношения руководителя со своими сотрудниками. Тут даже проще - в отличие от ребенка, сотрудника в свою команду часто может выбрать сам руководитель.

Да, это может быть пережитком нашей культуры, наследием царской эпохи, длительного военного и диктаторского режима. Как бы то ни было, можно и нужно прививать людям привычку ставить эксперименты - делать предположение и проверять результат. Задумываться над своими поступками. Мыслить более системно.

Начинать как всегда лучше с себя.
(image credits: Dany Lurie)

Комментариев нет:

Отправить комментарий