23 июня 2013 г.

Жизнь и эксперимент

Вы играли в компьютерные игры жанра "стратегия"?


Я тоже играл. Хоть я и не являюсь большим любителем игрушек, но все равно мне доводилось провести несколько часов, забыв обо всем, убивая орков в Warcraft или наблюдая, как мои юниты умирают от лап зергов в Starcraft. Если вы тоже пытались строить базы, здания, добывать ресурсы, защищая своих от чужих, то вам наверняка знакомо ощущение того, что миссия почти провалена. И вы понимаете, что проще начать сначала, зная с какой стороны придет враг и успевая подготовиться к его приходу, произведя юнитов нужного типа и построив защитную башню с нужной стороны. Вы понимаете, что проще и эффективнее переиграть битву сначала прямо сейчас, чем пытаться одолеть противника в ситуации, когда ключевые стратегические решения в начале были приняты неверно, и перевес уже не на вашей стороне.
Более того, я знаю многих, кто, играя в стратегии,  с самого начала осознанно пытается пройти первый раз миссию на максимальной скорости. Это своего рода первый эксперимент, где человек учится на своих ошибках, и, быстро исправляя их, достигает победы за более короткое время, с большей эффективностью.

В работе некоторые тоже так поступают. Экспериментируют и достигают целей, учась на ошибках. И я считаю, что это наиболее эффективная процессная стратегия, если неопределенность достаточно высока.
В жизни же все, к сожалению, несколько иначе. Проблема нашей жизни заключается в том, что ее нельзя прожить, как эксперимент. Я имею ввиду в целом, если посмотреть на нее более широко, чем просто одиночные поступки. Это если взглянуть на жизнь, как на миссию в Warcraft, пусть очень длинную и тяжелую. Если мы прервем ее, у нас не будет шанса начать с начала при тех же условиях игры. У нас редко выпадает шанс попробовать что-то иначе в глобальном смысле, так как условия меняются в случае неудачи, да и игровое время очень сильно ограничено. Но ощущение проваленной миссии все равно приходит, просто кто-то начинает ее с начала, а кто-то до конца старается победить соперника в уже проваленной баталии.

Вывода не будет. Каждый решает сам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий